Насколько я помню, мои предки никогда особо не пытались помочь мне с выбором будущей профессии. Маман было важно, чтоб я принесла корочку, а что в ней будет написано, её не волновало. Профориентация в школе сводилась к тестам, помните вот это всё "человек-человек", "человек-техника", "человек-знаковая система" и пр.? Хотя вру, нас ещё сводили в 9-10 классе на пару экскурсий. Одна была на завод "Электросила", где нам показали станки с ЧПУ, новую в то время технику. Вторая экскурсия была зачем-то в ПТУ, хотя было понятно, что после 10 класса туда уже никто поступать не пойдёт; все, кому надо было в ПТУ, ушли туда после восьмилетки.
В целом было ясно, что без какой-никакой вышки я не останусь — матшкола давала неплохую гарантию поступления почти в любой технический ВУЗ, вопрос был лишь, в какой из них двинуться. Среди технических была примерно пятёрка ВУЗов попрестижнее, чьи корочки ценились больше и у которых проходной балл был немного повыше. Вместо того, чтобы выбрать любой из них, я пошла своим путём, весьма дурацким.
К окончанию школы я довольно неплохо вязала на спицах.
Если бы в тот момент моя маман проявила хоть каплю интереса и поинтересовалась, какую специальность я выбрала и что надо сдавать, чтобы поступить на нужный факультет, тут бы всё счастливо и закончилось. Потому что сдавать, как оказалось, нужно было рисунок. Я, конечно, любила срисовывать всякие картинки из книжек и с открыток, но этого явно было мало для поступления на столь творческую специальность. Дети наивны в своих ожиданиях, но взрослый-то человек должен был это понимать.
Но мне просто выдали денег на курсы, и я записалась.
Курсы были унылы и убоги. Человеку из матшколы там было делать абсолютно нечего. На курсы был быстро забит большой болт, хорошее в этом было лишь то, что слушатели курсов могли сдавать вступительные экзамены в ВУЗ не в июле, а в мае, то бишь оставалась возможность быстро всё переиграть в случае облома с предварительной сдачей.
И тут я познакомилась с одной девочкой и поняла, какая же я наивная дура.
Девочка мечтала стать... модельером-конструктором и тоже собиралась поступать в Тряпку. Но при этом она целенаправленно училась в соответствующем техникуме. То есть было видно, что человек идёт к своей цели весьма продуманно. Вы бы знали, как офигительно она рисовала! Художественная школа плюс пара лет дополнительных занятий с преподавателем. При этом тренировалась она каждый день, утверждая, что её нынешнего уровня для поступления недостаточно.
Я была в печали. Поступить в Тряпку вполне можно было на любой другой факультет, но перспектива стать технологом какого-нибудь обувного производства меня совершенно не вдохновляла. Как показало время и развал страны в целом и лёгкой промышленности в частности, правильно не вдохновляло. Но тогда я была в растерянности и пришла к единственно верному решению —
В мае выпускникам нашей школы внезапно предоставилась возможность пойти и сдать репетиционный экзамен по физике в один из ВУЗов той самой пятёрки, что была поприличнее. Полученный балл зачитывали как вступительный.
Самое смешное было в том, что мне позвонили из Тряпки и пригласили в тот же день прийти к ним сдать досрочно математику. Но я решила идти с классом.
Из 12 заданий я сделала 11, а с одним была какая-то засада — я в него не врубалась совершенно. Но когда прозвучало "сдаём работы" и по проходу шёл мой одноклассник, я спросила его, не подскажет ли он, о чём тут вообще. Он сказал "пиши ответ ноль". Видя мои сомнения, он добавил "здесь будет ноль, точно тебе говорю" и пошёл дальше сдавать свой листочек. Я нарисовала ноль и пошла следом.
За экзамен мне поставили пять баллов. Я так никогда и не узнала, был ли тот ноль правильным ответом — достаточно было решить 10 задач из 12. Поскольку физику я знала так себе, а такую халяву не использовать было бы преступлением, то пришлось углубиться в справочник ВУЗов и повнимательнее поизучать, на кого же там учат. Правда, при сдаче документов ко мне прицепился их штатный медик, который меня попытался убедить, что на выбранную специальность я не прохожу по здоровью (подозреваю, что там попросту был выше конкурс или что-то в этом роде) и написал мне, из каких я могу выбрать (его рекомендации очень мало отличались от того, что я хотела изначально).
В итоге это оказалась "АСУ и робототехника".
Вступительный экзамен по математике я написала за полчаса (ещё раз передаю привет Тряпковым курсам) а на сочинении, явно по иронии судьбы, тема была "моя будущая специальность"... Пришлось выдумывать, как я о ней мечтала всю сознательную жизнь.
Закончилось всё ещё интереснее. После сдачи всех вступительных экзаменов мне позвонили из института и сказали, что у них организован отдельный факультет для самых умных (ха-ха три раза) и не хочу ли я по той же специальности учиться на нём на полгода больше и типа круче (да ну всё то же самое с теми же преподами оказалось). И не приеду ли я переписать заявление на правильный факультет. По приезду выяснилось, что на тот фак конкурс был то ли 8, то ли 10 человек на место, больше, чем даже в театральный :-) Передаю привет тому дяденьке-доктору из приёмной комиссии.
Так что по диплому я инженер-системотехник-исследователь. Так и написано. Надо ли говорить, что я никогда не работала системотехником и никогда ничего не исследовала. И вообще, где я и где аэрокосмическое приборостроение. Но для Галактического императора вполне сойдёт ;-)
Journal information