Pink_Mathilda (pink_mathilda) wrote,
Pink_Mathilda
pink_mathilda

Category:

Дзигоку-таю, адская госпожа

давно хочу рассказать вам про одну интереснейшую дамочку.
познакомилась я с ней на всё той же японской выставке, про которую уже неоднократно рассказывала. наша гид, махнув в сторону этого свитка конца 19 века, сказала "вы все узнали Дзигоку-таю" и продолжила рассказ.


поскольку я не только не узнала даму, но и впервые услышала это имя, то полезла ее искать.


Дзигоку-таю – куртизанка высшего ранга.
она была легендарной современницей монаха Иккю (XV век), одного из виднейших философов дзен-буддизма.

таю 太夫 (たゆう)переводится, как «тяжелая (значимая) госпожа», это не столько вид японских куртизанок, сколько приставка к имени самых прославленных из них при жизни или посмертно. другое неофициальное название верха профессии – «Высшая сосна» 松の位 (мацу-но-курай), по аналогии с деревом-символом кварталов развлечений.

слово «Дзигоку» означает ад, преисподнюю.

легенда о встрече Дзигоку-таю и Иккю такова.
Иккю, проповедуя дзен путем экстравагантного, противоречивого поведения, проводил время в веселых кварталах, развлекаясь с жрицами любви.
однажды Дзигоку-таю увидела его пляшущим среди куртизанок, но ей показалось, что вместе с монахом танцуют скелеты.
так в легенде воплощается один из важнейших буддийских принципов: восприятие материального тела как воплощения смерти, как трупа.
постигнув это, Дзигоку-таю стала ученицей Иккю и смогла достичь просветления.

на многих произведениях искусства, изображающих куртизанок с любовниками, рядом с ними помещают череп и кости – в знак того, что любая плоть, даже прекрасная, обречена на смерть, а наслаждения удерживают в сетях закона кармы (перерождения). ярче всего это представлено в образе Дзигоку-таю, верхнее кимоно которой покрыто сценами адских мук или изображениями обитателей преисподней.


Дзигоку-таю была реальной исторической личностью. она считается первой Таю.

она жила в горах и ее красоту увидели бандиты, похитили и продали в бордель. потом оказалось, что она также умна и талантлива, и ее перепродавали все за большие деньги, пока она не получила славу зваться Таю и проживать в самом престижном районе - Таюмати квартала Шимабара. квартал Шимабара был первым кварталом красных фонарей в Киото.


считается, что ее кимоно было расшито сценами буддийского ада.


Иккю Содзюн一休 宗純 (1394 – 1481)
буддийский монах, основатель школы дзэн и по совместительству известный поэт.
он был назначен главным священником храма в Киото, но был замечен в связи с Дзигоку-таю и через 9 дней после назначения был отстранен от должности.

Де­сять дней в мо­нас­ты­ре
Сде­ла­ли ме­ня бес­по­кой­ным.
Крас­ная нить на мо­ей но­ге
Длин­на и не­раз­рыв­на.
Ес­ли од­наж­ды ты бу­дешь ме­ня ис­кать,
Спро­си обо мне у тор­гов­цев ры­бой,
В та­вер­не, или в бор­де­ле.


понятие «Красная нить» тоже ввел он.
Иккю принадлежал к императорской семье, и, как и полагалось воспитанному образованному мужчине того времени, являлся искусствоведом во многих направлениях - монохромная живопись, каллиграфия, чайная церемония, благоустройство садов, развитие театров и т. п.
естественно, рядом с таким человеком должна была находиться только куртизанка высшего ранга, т.е. таю.

тема эротики и смерти в связи с Дзигоку-таю оборачивается другой стороной в легенде о том, что Иккю читал ей свой трактат «Скелеты», в котором монах-паломник видит мертвецов, ведущих себя как живые, в том числе они «занимаются любовью, ласково переплетаясь костями». круг замкнулся: куртизанки превращаются в скелетов, а скелеты предаются любви.

по легенде, он ее любил и просвещал, они вместе сочиняли стихи, разрабатывали науку красоты дзэн.
одновременно с тем он признавал торговлю женщинами за грех, а связь с ними сравнивал с падением в ад.

скорее всего, она была одной из многих, так как Иккю был до крайности падок на женщин, а Дзигоку-таю довольно скоро стала нарицательным именем и даже отдельным демоническим персонажем, она уже не воплощала в себе «раскаявшуюся грешницу», а скорее владычицу ада, которую запечатлевали более поздние художники и мастера ирэдзуми (японское тату).

по сути, любой рисунок, изображающий куртизанку с черепами и прочими декадентскими мотивами являются проявлениями Дзигоку-таю.

образ Дзигоку-таю волнует и современных авторов.
вот, например, неплохое стихотворение, которое нашлось на одном из графоманских ресурсов в разделе, вы не поверите, БДСМ :-) абсолютно европейское, но тем не менее.

Дзигоку-таю
Ты не останешься у дел.
Не стоят жертвоприношенья
Ни кимоно, ни украшенья,
Ни уголь, ни толченый мел,

Ни в губы въевшийся краплак,
Как будто кровь пила под утро...
Но – праджня-парамита сутра*
Не попадает сердцу в такт.

Забудется, как странный сон,
Былая жизнь – без сожаленья...
Но – шрам на месте ожерелья,
Которое порвал дракон

В припадке ревности мирской...
Пускай гнев сёгуна не страшен –
Но в тишине прохладных башен
Сумеешь ли найти покой?..

Ты удалишься в горный храм.
Шафрановый тебе подходит...
А дух философа уж бродит –
Как обещал – по тем местам.
(с) Li Sits A
* сутра сердца - один из самых известных первоисточников буддизма Махаяны.

[бонус - ирэдзуми]


источники: раз, два, три

еще посты о японской выставке:
47 ронинов
сюнга
загадка про кимоно
шибари

Tags: romantique, гетеры, гламурное, историйа
Subscribe
promo pink_mathilda april 5, 2012 23:57 172
Buy for 20 tokens
в связи с тем, что за последнее время количество френдов растёт, чему я очень рада, я решила, что было бы неплохо рассказать о своих корнях. сейчас квалифицированные специалисты-историки занимаются составлением моего генеалогического древа, а специалисты по геральдике изучают наш фамильный герб. а…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 70 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →