надо сказать, что ответов я ожидала намного больше. ну да ладно, спишем на праздники и лень :)
цепь эта преграждала вход в бухту Золотой Рог, и в том же самом археологическом музее, где она нынче хранится, есть вот такая замечательная картина:
вообще сама история цепи кажется мне достаточно замечательной для того, чтобы сказать о ней пару-тройку слов.
[ пара-тройка слов]
для начала картинка для тех, кто плохо помнит шикарное для торговли и всячески стратегически важное географическое положение Константинополя (он же Византий, он же Царьград, он же Стамбул). вот как он сейчас выглядит со спутника:
собственно, что мы тут видим: сверху - море Чёрное, снизу - море Мраморное, из которого, если повезет, можно через пару итераций
вот так нагляднее :)
но вернемся к картинке со спутника :)
тонкая линия, разделяющая, кстати, Европу и Азию - это Босфор. и вот в том месте, где Босфор вливается в Мраморное море, виден интересный такой аппендикс. как-то это не по-бегемотьи звучит - аппендикс. но тем не менее, это и есть бухта, получившая красивое название "Золотой рог". думаю, одного взгляда на карту вам достаточно, чтобы понять, какой это был рог изобилия. и именно у гавани в устье Золотого Рога в VII веке до нашей эры была основана колония Византий, вокруг которой впоследствии сформировался Константинополь.
а вот теперь вернемся к нашей цепи.
вскоре после превращения Византия в Константинополь торговый порт перестал справляться с выросшим потоком судов и был вынесен за пределы Рога. не позже VIII века берега при входе в залив были соединены защитной цепью. первое упоминание о ней датируется 717 годом, когда цепь преградила путь кораблям осадивших город арабов.
русские
в 907 году Олег (ага, тот самый, который прибил «свой щит на вратах Цареграда»!) собрался в поход на греков. когда русские корабли явились пред Константинополем, говорит предание, то греки замкнули гавань, заперли город. Олег вышел беспрепятственно на берег, корабли были выволочены, ратные рассеялись по окрестностям Царя-града и начали опустошать их: много побили греков, много палат разбили и церквей пожгли. Олег велел поставить лодки свои на колеса, и флот при попутном ветре двинулся на парусах по суше к Константинополю.
врать вам не буду, ибо стянута эта картинка с псевдоисторического сайта, но автор статьи считает, что корабли ломанулись не по суше, а по понтонам через мелководье. вот я не в курсе насчет мелководья в Золотом Роге, поэтому, за что купила, как говорится, за то и продаю :-)
тем не менее, Олег, как заключает предание (да и мы с вами тоже в курсе), возвратился в Киев с золотом, дорогими тканями, овощами, винами и всяким узорочьем; народ удивился такому успеху и прозвал князя "вещим", то есть кудесником, волхвом.
крестоносцы
прошло 300 лет.
крестоносцы дважды брали город штурмом со стороны Золотого Рога во время разгрома Константинополя 1203—1204 годов (четвертый крестовый поход). в начале боевых действий нападавшие разорвали цепь над заливом и уничтожили византийский флот.
турки
перед началом турецкой осады 1453 года защитная цепь снова была натянута над входом в залив.
известно, что один конец её крепился на башне св. Евгения на северо-восточной оконечности полуострова, а другой — на одной из башен квартала Пера на северном берегу Золотого Рога (квартал был генуэзской колонией). на воде цепь поддерживали деревянные плоты.
поэтому, кстати, та замечательная картина, которую я вам продемонстрировала в начале поста, не совсем соответствует действительности.
для особо стойких – [ как эта конструкция работала]
цепь состояла из четырех частей.
- жвако-галсовая часть с лебедкой, не сопряженная с бонами, находилась в башне Бонос золоторожского участка морских стен (южный берег Рога).
- коренная, соединявшая боны, перекрывала горло залива.
- якорная, также не сопряженная с бонами, была намертво закреплена в Цепной башне золоторожского участка морских стен Галаты (северный берег Рога)
- вероятно, страховочная, сопряженная одним концом с ближайшим к башне Бонос боном и сторожевым кораблем.
звенья цепи имеют т.н. "контрфорс" или срединную перемычку, что увеличивает ее прочность примерно на 20% по сравнению с обычным исполнением.
для пропуска кораблей посредством лебедки стравливался жвако-галсовый участок цепи, который, под своим весом провисал и уходил под воду. при этом коренной участок, под воздействием сильнейшего течения со стороны Черного моря, начинал дрейфовать в глубь залива. но, в связи с недостаточной скоростью дрейфа, он частично буксировался сторожевым кораблем.
операция перекрытия залива проходила в обратном порядке. действия сторожевого корабля облегчали выборку жвако-галсовой части цепи.
во время боевых действий боны, со стороны якорной стоянки, т.е. со стороны залива, охранялись специальным отрядом кораблей, вооруженных "греческим огнем". упех охранных мероприятий бонов во многом способствовал успешной обороне Константинополя. и наоборот…
но вернемся к туркам в 1453 год.
турецкий флот не мог войти в Золотой Рог и высадить десант под северные стены города. ромейский флот, прикрытый цепью, мог спокойно делать ремонт в Золотом Роге. а для охраны цепи у входа в Золотой Рог было выделено 10 судов.
решающие события происходили на суше, но со стороны Рога турки поддерживали постоянное напряжение, отвлекая внимание и силы обороняющихся.
в первые дни осады османский флот дважды подходил к цепи и отступал под атаками греческого флота. затем армия Мехмеда Второго начала обстрел защищавших цепь судов с северного берега, что не помешало византийцам принять четыре корабля из Италии с оружием и продовольствием.
моральный перелом произошёл, когда турки осуществили выдающуюся инженерную операцию — переброску 70 судов из Босфора в Золотой Рог по суше. корабли с полными командами на борту были подняты на 60-метровый холм, перевезены по деревянным настилам в обход стен генуэзской Галаты и спущены на воду. (и вот ведь византийцы дважды погорели на одном и том же!)
попытка защитников города сжечь корабли под покровом ночи не удалась, османы были предупреждены шпионами и уничтожили большую часть лазутчиков. стороны не вступали в открытый бой. турки построили в дальней части Рога понтонную переправу для удобства коммуникации, регулярно обстреливали город с воды и направляли корабли к городской стене, изнуряя защитников угрозами штурма.
в последнее утро 29 мая 1453 османский десант высадился к стенам Золотого Рога лишь после получения вести о том, что янычары уже ворвались в город с другой стороны. вскоре цепь над заливом разомкнули спасающиеся бегством на судах итальянцы, но после ухода нескольких их кораблей турецкий флот сумел блокировать Рог.
после захвата Константинополя в 1453 году цепь, как трофей, была сохранена султаном Мехмедом II Завоевателем. фрагмент из археологического музея вы уже видели выше, а еще один ее фрагмент находится в Военном музее Стамбула.
есть еще один фрагмент, но честно скажу, у храма этого была, цепь не заметила.
Константинополь. Фрагмент цепи заградительного бонового участка залива Золотой рог у стены храма Св. Ирины. Фото конца XIX века.
ну и напоследок.
зафиксировано единственное преодоление боновых заграждений залива Золотой Рог. произошло это в IX-X в. (и вот в эту историю я верю сразу и безоговорочно!)
[ вон оно как было]
"Младший сын одного из норвежских конунгов некоторое время служил в гвардии. Позже ситуация повернулась так, что пришлось бежать из Константинополя с горсткой своих земляков.
Уходили они на дракаре. Ребята разогнались и, перед столкновением с боном, бросились на корму. Корабль быквально вылетел на бон, после чего часть из них также стремительно бросились на нос, а часть, выскочив на бон, протолкнула корабль в Пропонтиду. Византийские корабли охранения к месту действа подошли слишком поздно."
вот вроде и всё :)
пара фотографий цепи и рассказ, как это работало, отсюда
про поход на Царьград, но довольно сумбурно- тут
Journal information